Трудовая терапия имеет особое значение для реабилитации больных с выраженными психическими расстройствами, которые надолго изолируются от общества и близких.
Материально-технической базой реабилитации инвалидов, находящихся нашем интернате служат лечебно-трудовые мастерские. Одной из них является вязальная мастерская. Привлекательность занятий в вязальной мастерской заключается в простоте применения трудотерапии, невысоких материальных затратах на ее организацию, доступности использования, разнообразии, которое обеспечивается большим количеством выполняемых работ.
Основные составляющие процесса трудотерапии:
- Учет пожеланий и интересов самого получателя социальных услуг;
- Возможности инвалида (медицинские показания к труду, самоорганизация и внутренние ресурсы);
- Мотивация к труду (заинтересованность в труде);
- Рабочая обстановка (нормализация, улучшение условий труда);
- Материально-техническое обеспечение;
- Межличностные отношения инвалидов;
- Поощрение или вознаграждения за труд;
- Результаты труда (время выполнения работы, её количество и качество);
В вязальной мастерской трудится 35 человек, занятия проходят ежедневно. Основной задачей лечебно-трудовой мастерской является обеспечение корпусов – вязанными носками и тапочками, полеводческую бригаду и цех лозоплетения – варежками и пищеблок – прихватками.
Кроме того, в цехе проводятся и успешно выполняются еще 11 видов рукоделия. Разнообразие вызывает интерес у людей. Многие сами выказывают желание научиться чему-то новому. Некоторых приходится побуждать, направлять и заинтересовывать для их же пользы.
Итак, дополнительными работами в цехе являются:
- Роспуск трикотажа;
- Размотка ниток для дальнейшего применения;
- Вязание крючком салфеток, ковриков, чехлов для мобильных телефонов и др. вещей;
- Вязание игрушек и поделок;
- Вышивание игрушек и поделок;
- Вышивание нитками мулине крестиком и гладью на канве и ткани;
- Бисероплетение (деревья, панно, цветы и др.);
- Работа с мехом и кожей (изготовление брелоков);
- Изготовление декоративных вазочек с применением природного материала (ракушки, веточки и др.);
- Изготовление панно из шерстяных нитей с применением клея ПВА;
- Очес шерсти от примесей и грязи для дальнейшего применения;
- Прядение нити на прядильном станке;
- Валяние из овечей шерсти валенок и поделок;
- Ткачество. На самодельном ручном станке ковроткачество циновок и декоративных лент.
Некоторые из проводимых мероприятий могут изменяться и заменяться с учетом пожеланий людей. Творческие занятия проводятся начиная с простых заданий, доходя до усложненных, подбираться индивидуальные задания для каждого инвалида, обучение навыкам и умению, вовлечение в трудовую деятельность.
Огромный интерес у людей вызывает участие в различных смотрах, конкурсах, фестивалях и ярмарках. Это еще один из дополнительных стимулов привлечь и обучить рукоделию.